Как сделать работу лучше? Многие считают, что улучшить технику помогает критика. Сегодня, в очередном-между-делом обсуждении этой горячей темы, я понял вот что: работу можно сделать лучше ВСЕГДА. - Вначале придёт школьник и скажет "фу, что за кривое...?" - Потом придёт диванный критик и скажет "лапы разной длины, шея слишком короткая". - Потом придёт преподаватель сельской художки и скажет "мышца бедра неправильной формы". - Потом придёт преподаватель Суриковки и скажет "в движении эта мышца выступит еще на одну десятую миллиметра" - Потом придёт искусствовед и скажет "вы хороший мастер, но вашим работам не хватает стиля/динамики/работы с текстурами" - Потом придёт признанный мировой гений и скажет... И так далее. И все они будут правы - каждый на своём этапе. Любой автор любую работу может сделать ЛУЧШЕ. Это касается даже классиков - они такие же люди, просто популярные. Но вот решать, насколько работа должна стать лучше, может только сам автор. Да, есть шанс, что, потратив месяцы и годы, вы таки сделаете непревзойдённый шедевр. Один. Но, во-первых, вы скорее не сделаете ничего с таким подходом, чем сотворите шедевр. А во-вторых, на все эти годы потеряете возможность говорить о том, что вас волнует прямо сейчас, а не в тот момент, когда вы этот шедевр начинали. Нет "правильного выбора", у каждого варианта есть своя цена, которую придётся заплатить. Одно неизменно: всегда МОЖНО сделать работу лучше. Но всегда ли это НУЖНО лично вам, как автору? Именно поэтому (и по многим другим причинам) критика в современном мире бессмысленна. Кроме тех случаев, когда человеку нужен совет, и он его спрашивает. Впрочем, в мире много бессмысленных вещей, которыми занимаются просто для удовольствия:) Товарищи критики, относитесь к своему хобби честно - оно нужно именно вам. И это хобби может вызывать вполне естественное раздражение - как скрипка в три часа ночи из соседней квартиры. Отбросьте благоглупости о том, что ваше занятие приносит общественную пользу - и договаривайтесь с людьми лично о границах допустимого. Всегда найдутся люди, которым вы нужны такими, какие вы есть - тактичными или бестактными, запрошенными или незапрошенными :) И люди которым вы не нужны вообще, в любой форме, по любым "общественным правилам". А личный рост автора складывается из очень многих факторов. В которых критика может быть на сто пятидесятом месте. Гораздо важнее - истинная любовь к своему делу. Не бойтесь, мир не рухнет, если "этих ленивых авторов" не пинать ради общественного блага. Наоборот, мир станет гораздо счастливее, если вы будете честно пинать их для собственного блага, а они будут честно отпинываться) Или, наоборот, честно говорить спасибо. И - по секрету - счастливее станете и вы сами. Всем добра:) PS: Грифончик делался в самом начале моего увлечения лепкой из бархатного пластика, орлёнок - в процессе для флэшмоба #Artflection #ТеСамыеПтицы. Я и сейчас не умею лепить птиц :) Но и тогда, и сейчас мне важно было их сделать. И то, что они есть - лучше, чем если бы их не было. В новой работе есть куча мелких косячков, про которые я отлично знаю. И наверняка еще куча, про которые я даже не подозреваю :) Но она будет. В этом мире, а не в моих нереализованных мечтах. И это - хорошо.